вторник, 23 октября 2007 г.

Новичкам о командной работе. Часть вторая.

Это вторая из серии статей, посвященных командной работе в Интернете.
Читайте также первую часть: Новичкам о командной работе. Часть первая.

4. Выбор стратегии. Распределение обязанностей.


На мой взгляд, есть три основных варианта распределения обязанностей.

1) Узкие специалисты (типа дизайнера и программиста) работают с максимальной отдачей по своему профилю. Все остальные делают одинаковую работу, выполняя весь цикл создания дорвеев (блогов/сайтов), начиная от подбора ключевых слов, заканчивая размещением ссылок на готовые дорвеи на дружественных ресурсах.

2) Обязанности разделяются между всеми членами команды, в соответствии с личными предпочтениями, навыками и возможностями. Каждый отвечает за свой «участок работы». Имеется система дублирования (т.е. на каждый участок – минимум по 2 члена команды), на случай, если один из членов команды не выполнит работу по своему участку, чтобы общая работа не стояла из-за него одного.

3) Комбинированный вариант, совмещающий плюсы двух первых вариантов. При этом все «участки работы» поделены между членами команды, но идет перекрестное дублирование. Т.е. когда один член команды, например, регистрирует бесплатные хостинги, делает дорвеи и заливает их на хостинги. Другой собирает ключевые слова, делает дорвеи и заливает их на уже зарегистрированные хостинги. Третий подбирает ключевые слова и занимается размещением ссылок в дружественных ресурсах. Итак далее.

На начальном этапе работы я бы рекомендовал использовать именно третий вариант по следующим причинам:
  • Не все члены группы достаточно профессиональны, поэтому разные люди, выполняющие один этап работы, снижают риск того, что работа будет сделана некачественно.
  • Часть членов группы так и не сможет нормально работать. Найдется масса причин, чтобы не сделать то, что от них ждут. А, например, если дорвей не сделан, то нет ссылок для размещения. Не зарегистрирован хостинг – некуда заливать дорвеи. И т.п. Поэтому нужно дублирование. Не сделал один – сделал другой. И его результаты выдаются на следующий этап.
  • Работая по нескольким направлениям, новички развивают себя не в узкой специализации, а широко. Это обеспечивает как возможность замены выбывшего члена команды другим, без ущерба для всей команды. А также дает возможность отделившемуся по каким-то причинам члену команды затем продолжить самостоятельную работу, не будучи ограниченным в знаниях обо всем процессе.

5. Выбор руководителя (координатора).

Этот выбор очень важен. Гораздо важнее, чем может показаться. От умения организовать работу, наладить общение, смелости в принятии решений, заинтересованности в успехе, тактичности и авторитета руководителя зависит более 50% успеха всей группы.

Нагрузка на руководителя проекта минимум вдвое выше, чем на рядового члена команды. Говорю это как человек, координировавший на определенном этапе работу команды из 6 человек.

Приходится принимать не мало решений, от которых напрямую зависит эффективность работы.

Кроме организационных вопросов, руководитель (координатор) выполняет также и роль «банкира». Т.е. именно ему, как правило, скидывают деньги члены команды, для крупных выплат (оплата сервера, программного обеспечения и т.п.).
Он же производит выплаты членам команды из заработанных средств, согласно выбранному методу оплаты (об этом чуть позже).

Поэтому доверие руководителю должно быть безоговорочным. И он его должен оправдывать абсолютно всегда.

6. Выбор способа общения. Координация работы.

Координация работы команды – краеугольный камень эффективности. Без четко налаженного механизма координации действий всех членов команды, работа будет крайне не эффективна.

Самый оперативный способ связи из доступных большинству – ICQ. Первым делом – обменяйтесь номером «аськи» со всеми членами команды. Даже если непосредственно по работе Вам нужно общаться не со всеми, бывают моменты, когда нужно задать какой-то срочный вопрос, а другой возможности нет.

Телефон. Это для тех, кто работает в команде со своими «соседями». Иначе расходы на мобильную связь будут чрезмерно большими.

Skype – если есть желание и возможность общаться голосом по Интернету – этот вариант для Вас. Плюс по сравнению с ICQ – быстрее можно передать информацию. Минусы – не ведется логов устного разговора, а иногда они очень и очень полезны, и нужен широкий канал Интернета у всех членов команды, желающих общаться таким способом.

Электронная почта – удобно завести один общий почтовый ящик, для отправки информации сразу всем. Но как основное средство общения этот способ не очень удобен.

IRC- канал (чат). Очень полезная вещь, когда надо организовать одновременную «беседу» всех членов команды. Все могут писать, все всё видят. Минус – если много членов команды – часто получается «каша» из вопросов и ответов членов команды. Так что большую часть времени всем приходится читать, что пишут другие.
Но из всех возможных способов общения этот, пожалуй, единственный обеспечивающий оперативное общение в таком формате.

Командный форум – очень удобное средство для обсуждения различных вопросов, представления статистики работы и т.п. Минус – не высокая оперативность.

Существуют также онлайн-системы управления проектами. Но достойных и бесплатных я не встречал, так что не буду говорить о тем, чего не знаю.

Итак, в этой статье мы рассмотрели варианты выбора стратегии командной работы, важность работы руководителя (координатора) работы команды, а также обратили внимание на важность координации действий всех членов команды и выборе способа общения.

Другие аспекты командной работы рассмотрим в следующих статьях цикла.

Комментариев нет: